Приход храма во имя святого равноапостольного Великого князя Владимира - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Житие святого равноапостольного Великого князя Владимира.

  С именем святого князя Владимира связан ключевой момент в русской истории - Крещение Руси.

  Князь Владимир был внуком святой равноапостольной княгини Ольги, сыном князя Святослава и "вещей девы" Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Родился он около 953 г. Воспитанием будущего князя занимался брат его матери язычник Добрыня.

  С 17 лет Владимир стал править самостоятельно и первые шесть лет провел в походах, причем выказал себя при этом яростным язычником: он возглавил поход против Ярополка-христианина и 11 июня 978., вступив в Киев стал "единодержцем" Киевского государства. При нем произошло объединение русских земель, и славянские племена, проживавшие от Карпат и Немана до Белоозера, Оки и Волги стали называться русскими.

  Предание рисует князя в эти годы настоящим язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений, военных походов и шумных пиров. На Киевских горах он установил идолов, главным из которых был Перун. Этим идолам стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

  По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой; немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал их об их вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: "Мы не знали, - говорили они потом Владимиру, - на земле мы стояли или на небе". А бояре ему тут же заметили: "Если бы вера греческая не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга - мудрейшая из людей".

  Помимо духовного переворота, созревавшего в кн. Владимире силою Божиего Промысла, ведущего Русь к Крещению, возникли и особо благоприятные политические обстоятельтва для связи Руси и Византии. Будучи не в силах самостоятельно усмирить мятежных полководцев Варду Склира и Варду Фоку, византийские императоры братья Василий и Константин обратились к русскому князю за помощью. В качестве награды за нее Владимир попросил руки сестры императоров Анны; это было для византийцев неслыханной дерзостью, но в создавшейся ситуации они не могли отказать. Великий князь выполнил свою часть договора, но греки, обрадовавшись избавлению, не торопились исполнять свою. Тогда князь пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он послал послов к императорам Всилию и Константину с требованием руки царевны. Те отвечали ему, что царевна может быть только женой христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую  веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.

  В таком состоянии, подобно апсотолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел духовными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: "теперь я познал истинного Бога!"

  Возвратившись в Киев вместе со священством из Греции, он предложил креститься своим 12 сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них - Перун - был привязан к онскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. Затем последовало оглашение народа евангельской проповедью. Наконец святой Владимир объявил, чтобы все жители Киева, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крещения.

  В назначенный день жители Киева собрались на берегу Днепра. Сюда явился сам князь с христианскими священниками. Все киевляне вошли в воду, кто по шею, кто по грудь; взрослые держали на руках младенцев; священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, объятый восторгом, молился Богу, поручая Ему себя и свой народ.

  В язычестве князь был очень жесток и предавался различным порокам. В христиантве он стал сдержанным и целомудренным, сострадательным к нищим и убогим. На княжеском дворе ежедневно раздавалась милостыня, тем кто не мог прийти отвозили милостыню домой. Князь никогда не казнил злодеев без совета с епископом. В Киеве и других городах были организованы школы и училища. В Киеве, на месте мученической кончины варягов Феодора и Иоанна была построена Десятинная церковь во имя Успения Божией Матери, ставшая центром общерусского сбора церковной десятины, пожалованной Церкви святым князем. В монастырях на книжное дело смотрели, как на Божие и в свободное время переводили книги и переписывали их.  Народ прозвал своего князя "Красным Солнышком".

  Скончался святой князь Владимир 15 (28) июля 1015 г. и был погребен в Десятинной церкви. Имя и дело святого князя отзывются во всей последующей истории Русской Церкви и государства. Празднование святому князю было установлено св. кн. Александром Невским 15 мая 1240 г. после победы над шведскими крестоносцами, одержанной помощью и заступничеством святого князя.


Источники: 1. О жизни православных святых иконах и праздниках.

Библиотека человека. Свердловск. 1991.

                        2. Избранные жития святых.

Сатис. Держава. Санкт-Петербург. 2003.


Назад к списку